Расчет и уплата налогов — обязанность каждого субъекта экономической деятельности, установленная Налоговым кодексом РФ. Эффективность бизнеса зависит не только от товарооборота, количества оказанных услуг и цены продукции, но также от правильности и своевременности исчисления обязательных платежей в бюджет. За нарушение требований налогового законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность. Стремления налогоплательщиков уменьшить размеры налогов не всегда вписываются в правовые рамки, и органы ФНС России нередко злоупотребляют своими полномочиями или совершают ошибки в расчетах. Все это ведет к возникновению налоговых споров.
Юридические конфликты с ИФНС — сложная категория дел, где с одной стороны выступает налогоплательщик, с другой — ФНС РФ. Очевидно, что компетенция, опыт и численный перевес на стороне последней. Однако для налогоплательщика законодательством предусмотрено множество правовых инструментов, правильно используя которые, можно добиться урегулирования спора в свою пользу. Для этого необходимо воспользоваться услугами профессиональных юристов, которые помогут разрешить конфликт в досудебном порядке.
Особенности процедуры
Досудебный порядок разрешения налогового спора представляет собой урегулирование конфликта административным путем через обжалование акта проверки, действия (бездействия) инспектора или решения ИФНС в вышестоящий налоговый орган. Этот способ позволяет налогоплательщику получить юридическую защиту, доказать свою невиновность и восстановить нарушенные права без необходимости обращаться в суд. Досудебное урегулирование спора имеет следующие преимущества:
- отсутствие необходимости платить госпошлину и судебные расходы;
- упрощенный порядок обжалования;
- быстрое рассмотрение жалобы (от 15 дней до 2 месяцев);
- сокращенный срок исполнения принятого по жалобе решения.
В порядке досудебного урегулирования спора в налоговый орган могут быть поданы жалобы в следующих случаях:
- приостановление операций по счетам налогоплательщика;
- отказ инспекции ФНС в возврате или зачете налога;
- принятие решения о доначислении суммы налога;
- начисление пени или взыскание штрафа;
- отказ налогового органа в предоставлении вычетов и льгот;
- привлечение руководителя или главного бухгалтера организации к административной ответственности;
- взыскание налогов в связи с ошибочным применением упрощенной системы налогообложения.
Досудебный порядок урегулирования налоговых споров является обязательным. Нельзя обжаловать незаконное и (или) необоснованное решение ИФНС по налоговым проверкам, ненормативные акты, а также действия или бездействие налоговиков прямо в суд без обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Это еще одна причина, по которой не стоит упускать возможность решить спор в досудебном порядке.
Исключением являются решения ФНС России, которые могут быть обжалованы только в арбитражный суд (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Основные этапы досудебного налогового спора
Согласно статье 137 НК РФ, если по мнению налогоплательщика ненормативный акт или решение налогового органа, действия или бездействие должностных лиц инспекции нарушают его права, он вправе обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган. При этом обращение и прилагаемые к нему документы подаются через инспекцию ФНС, вынесшую обжалуемый акт.
Срок подачи жалобы составляет один год с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Апелляционную жалобу на решение налогового органа можно подать не позднее одного месяца со дня, когда оно было вручено.
Досудебный порядок урегулирования налогового спора условно можно разделить на несколько этапов:
- Обнаружение налогоплательщиком нарушения своих прав со стороны налогового органа. Это может произойти в процессе проведения камеральных и выездных проверок, а также в любой момент осуществления налогового контроля.
- Составление возражений на акт налоговой проверки, предоставление дополнительных документов и доказательств, подтверждающих законность исчисления налогов.
- Оформление жалобы на ненормативный акт, действие или бездействие налогового органа, нарушающие права налогоплательщика. Направление обращения в вышестоящий орган через инспекцию ФНС, решение которой обжалуется.
- Направление жалобы инспекцией со всеми материалами дела в вышестоящую инстанцию в течение трех дней со дня ее поступления.
- Запрос и получение дополнительных сведений, анализ поступивших документов и принятие налоговым органом решения по жалобе.
- Подготовка и направление жалобы в ФНС России, если первая попытка досудебного урегулирования спора не увенчалась успехом.
- Рассмотрение обращения налогоплательщика и материалов дела Федеральной налоговой службой. Принятие окончательного административного решения по жалобе.
Форма и содержание жалобы
Если правильно составить обращение, предоставить весомые доказательства выбранной юридической позиции и аргументировать доводы ссылками на нормы действующего законодательства, у заявителя есть хороший шанс выиграть спор у налогового органа РФ.
Досудебная жалоба на налоговый орган ФНС подается в письменной форме в канцелярию или по почте, а также в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика или по телекоммуникационным каналам связи. Согласно статье 139.2 НК РФ, она должна содержать:
- наименование и реквизиты индивидуального предпринимателя или юридического лица, подающего жалобу;
- указание на обжалуемый акт налогового органа, действие или бездействие его должностных лиц;
- правовые основания признания обжалуемого решения (действий или бездействия) незаконными;
- требования заявителя;
- доказательства, подтверждающие заявленные требования;
- указание на желаемый способ получения решения по жалобе.
Юридическая помощь в разрешении налогового спора
«АргументЪ» оказывает профессиональную юридическую помощь в урегулировании споров с налоговым органом в досудебном порядке. Комплекс услуг наших специалистов включает:
- анализ правоприменительной практики по аналогичным делам и правовое моделирование исхода конкретного спора с налоговым органом;
- юридическое сопровождение выездных и камеральных налоговых проверок;
- подготовку ответов на запросы инспекции ФНС;
- составление возражений на акт налоговой проверки;
- оформление жалобы на органы ФНС РФ в досудебном порядке;
- защиту интересов клиента при пересмотре материалов дела;
- консультирование на всех этапах процедуры;
- обжалование действий (бездействия) регистрирующих органов;
- участие и представление интересов заказчика в процедуре банкротства;
- направление жалоб в госконтроль и органы прокуратуры на незаконные действия или бездействие налоговой инспекции.
Хорошее знание закона, богатый опыт предотвращения необоснованных взысканий налогов позволяют специалистам «АргументЪ» успешно противодействовать незаконным действиям со стороны налоговых органов, не доводя дело до судебного разбирательства.
Результаты нашей работы имеют положительный экономический эффект в виде снижения сумм налогов и пени, предъявленных к оплате. Это позволяет повысить прибыль, сохраняя при этом имидж добросовестного налогоплательщика.